Традиционные виды искусства индейского населения


Традиционные виды искусства индейского населения

Традиционные виды прикладных искусств (промыслов) продолжают свое развитие в определенном смысле по восходящей линии, если учесть, что во второй половине XX в. они приобрели общепризнанный статус высокого искусства. Показателем возросшего статуса и даже элитарности индейского искусства в кругах влиятельных коллекционеров, торговцев антиквариатом стало издание ежеквартальника «Америкэн индиэн арт», состоящего в основном из рекламных объявлений о выставках и распродажах произведений индейского искусства; там же публикуются и солидные искусствоведческие статьи.

Процесс развития традиционных промыслов и ремесел индейцев, насколько это возможно, направляется специалистами-искусствоведами (Билл Холм, Норман Федер) и вкладчиками капитала и коллекционерами (сенатор Барри Голдуотер, входящий в почетную редколлегию журнала, владел, как известно, крупнейшей коллекцией кукол — качин). Таким образом, сфера распространения «большого» индейского искусства сравнительно узка и как бы отчуждена от среды своих творцов, лишенных возможности потреблять собственное искусство.

В соответствии со спросом внутри диапазона «традиционной» художественной продукции выделилась специализация по отдельным видам изделий, преимущественно изготовляемых на продажу (тканые одеяла навахо, керамика пуэбло, эскимосская резьба по камню). Сами эти традиционные виды, в свою очередь, стали достоянием индивидуальных мастеров, нередко — наследственным занятием в рамках одной семьи. Коллекционеры сегодня склонны приобретать не просто «индейские изделия», а определенный стиль, то или иное «имя».

Эволюция, которую проходит большинство «традиционных» видов индейского искусства, отличается стремительностью темпов: изделия 5-летней давности (соответствующей технологии, формы и декора) уже выходят из обращения, сменяясь новыми. Отчетливо проявляется тенденция к большему синтезу с европейскими формами. Вместе с тем развитие традиционных прикладных искусств связано с процессом углубления самих индейцев в собственные культурные традиции, с обновлением доколумбовых принципов и идей (возрождение у современных чоктавов штата Миссисипи керамики «под миссисипскую культуру»).

Иногда на вполне паниндейской идеологии возникают новые виды прикладного искусства. Так, символом индейского самосознания у племен лесного региона стала земляника как воплощение «природной естественности» индейского уклада, жизнестойкости и постоянства (появление с каждой новой весной). Поэтому ирокезы — могауки резервации Аквесасне в последние годы начали изготовление из традиционных материалов (ароматная трава) корзин нового типа, изящно имитирующих форму земляники. Тот же символ вошел в индейскую поэзию и графику региона, приобретя паниндейский резонанс.

В целом следует подчеркнуть огромное влияние, которое оказывают традиционные промыслы индейцев на нетрадиционные виды их искусства, поставляя идейный арсенал, темы и образы, приемы освоения материалов; они служат отправной точкой наиболее продуктивных новаций мастеров индейской художественной культуры в каждой отдельной ее сфере и потому будут рассмотрены по мере обращения к ним.

Специально для сайта о путешествиях и туризме irest.su

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *