Музей деревянного зодчества (Витославицы)


Недалеко от Великого Новгорода расположился необычный музей. Он посвящен народному деревянному зодчеству. Это своеобразный памятник деревянного зодчества. Считается, что он основан в 1964 году. Именно тогда был привезен первый экспонат — Успенская церковь 16 века.

Почему так называется?

Музей деревянного зодчества Витославлицы. Это современное наименование музея произошло от одноименного села, появившегося в далеком 12-м (а возможно и 11-м) веке.

Изначально оно принадлежало новгородскому князю Изяславу Мстиславичу. Позже в нем жила графиня А.А.Орлова-Чесменская. Изменялся характер населенного пункта, территория его застройки.

С течением времени забылось и название. В 20-м столетии оно появилось вновь, но уже в другом качестве.

Музей деревянного зодчества (Витославицы)

Причина появления музея

В 60-ые годы уже было понятно, что большая часть деревянных памятников гибнут. Нет возможности их сохранить.

В 1964 году было подписан приказ Министра культуры РСФСР, направленный на улучшение сохранности подобных памятников. На этой волне было принято решение о создании музея и для него отведена специальная территория.

Вокруг места для будущего музея разразились споры, некоторые считали, что сооружения нужно сохранять в тех местах, где они изначально были построены. Сейчас уже понятно, что при таком подходе большая часть строений погибли бы, и мы не могли бы любоваться этим уникальным архитектурным памятником, под открытым небом.

Начало

Определить место для музея помог архитектор А.В. Ополовников.

На отведенную территорию начали привозить памятники зодчества, хотя проект музея еще не был готов. Активно велась работа по поиску «экспонатов» будущего музея, появлялись дополнительные информация и опыт.

Только в 1967 г. развивающийся музей объявили официальным филиалом Новгородского музея. Направленность учреждения определили как архитектурно-этнографическую, но плана развития еще не существовало, его начали составлять в конце 80-х годов.

Таким образом, проектирование сильно отставало от практики. Однако имелся схематический план, определяющий принципы формирования музея.

Основные принципы

Музей создавался для спасения произведений народного зодчества, следовательно, деревянные здания эпохи феодализма – основа экспозиции.

Музей создавался в виде секторов, которые отражали уникальность строений разных районов области, особенности структур деревень. В каждом секторе центр – это храмы, часовни и другие культовые постройки.

Основа музея – это композиция церковных сооружений, объединенная с администрацией и бытовыми зданиями. Несмотря на допустимость различных корректировок, эти основы стараются не менять.

Музей как живой существо, он занимается не только экскурсионной, торговой деятельностью, но и садоводчеством, огородничеством, организацией фольклорных и ремесленных праздников. Он живет активной жизнью и является живым архитектурным памятником.

Количество экспонатов изначально планировалось около двадцати, но к девяностым годам их количество выросло до 100.

Кроме этого предусмотрено воссоздание объектов археологии: кладбище, памятные кресты и так далее.

Будут созданы места отдыха для туристов с лужайками, качелями. Все это в окружении лугов, пашен, огородов с различными изгородями.

Специально для сайта о путешествиях и туризме irest.su

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *