Три мировые монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам — зародились в разное время, в недрах совершенно несхожих исторических цивилизаций и облечены в разные формы. Общим в них является лишь главный, основополагающий постулат – принцип единобожия. Однако, есть и еще нечто, объединяющие эти столь разные религии – место рождения.
Узкая полоска земли вдоль восточного побережья Средиземного моря стала колыбелью для всех этих трех религий. Эта полоска в разное время и разными народами называлась по-разному: Филистия, Ханаан, Палестина, Фаластын… Сейчас это территория Израиля и (частично) Иордании. Эти места священны для всех трех религий, для всех она – Святая земля.
Центр Святой земли – Иерусалим – это перекресток трех религий, трех цивилизаций.
Иерусалим является одним из древнейших городов на планете, первые поселения появились на этом месте еще в 4-м тысячелетии до н.э. На протяжении последующих тысячелетий город много раз переходил из рук в руки, в разное время принадлежал Вавилону, Македонии, Египту, Риму, Византии, Османской империи… В средние века за обладание Иерусалимом велись нескончаемые крестовые походы…
Столь долгая и драматическая история не могла не отразиться на архитектуре города, где причудливо смешались все мыслимые стили и эпохи, где синагоги соседствуют с мечетями, а католические соборы с православными церквями, где утренний азан муэдзина вплетается в звон церковных колоколов.
В первой части Библии – Ветхом завете – Иерусалим под разными названиями упоминается неоднократно. В 11-10-м вв. до н.э. Иерусалим был столицей Израильского, а затем Иудейского царства, выдающиеся правители Иудеи царь Давид, а затем его сын Соломон превратили город в оплот иудаизма, возведя множество иудейских храмов и святилищ.
Время и бесконечные войны не пощадили святыни, к настоящему времени из них сохранились лишь Храмовая гора и часть опорной стены, ограждавшей Храмовую гору. Эта часть стены называется Стеной плача, она символизирует веру многих поколений евреев на возрождение народов Израиля. К Стене плача со всего мира стекаются тысячи евреев, чтобы помолиться и попросить всевышнего о ниспослании благополучия.
Что касается Храмовой горы, то у иудеев она отождествляется с местом, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. В Коране это событие тоже отражено: по велению всевышнего на этом месте Ибрахим должен был принести в жертву сына, но в последний момент бог подменил жертву на ягненка.
На этом месте царем Соломоном был построен храм, названный Первым Иерусалимским или Храмом Соломона. Впоследствии храм неоднократно разрушался и перестраивался, а сейчас на этом месте высится мечеть Купол Скалы (Куббат-ас-Сахра).
В центре мечети из земли выступает продолговатая скала длиной почти 18 м, шириной 13.5 м и высотой до 2м. У иудеев принято считать, что это и есть тот самый «Краеугольный камень» (или «Камень основания»), с которого Создатель начал (по Библии) сотворение мира. Мусульмане же считают, что это та самая скала, с которой волшебный крылатый конь вознес пророка Мухаммеда на небо.
На Храмовой горе также расположена Мечеть Аль-Акса (с арабского – «удаленная мечеть»), называемая также Мечетью Омара. Это третья по значимости святыня мусульман после Мечети Аль-Харам (Мекка) и Мечети Пророка (Медина).
Как известно, Библия состоит из двух частей: Ветхого завета, описывающего историю мироздания (и в первую очередь, т.н. богоизбранного народа – евреев) с момента сотворения мира, и Нового завета, связанного с именем Иисуса Христа. Ядро Нового завета составляют четыре Евангелия четырех разных авторов, которые описывают одни и те же события: жизненный путь Иисуса от рождения до мученической гибели на кресте, последующего воскресения и вознесения на небо.
Согласно Евангелиям, земной путь Иисуса завершился в Иерусалиме, где он провел последние несколько дней своей жизни. События тех дней описываются достаточно подробно и именно с этими событиями связаны христианские святыни Иерусалима.
Виа Долороза (Via Dolorosa – «Путь скорби»). Это узкая и извилистая улица в старом Иерусалиме, по которой Иисус прошел свой последний, «крестный» путь. На этом пути зафиксированы остановки («стояния»), соответствующие важнейшим событиям: место допроса Христа Понтием Пилатом и осуждения на смерть; место возложение креста на плечи; места падений Христа (три падения), а также другие места, всего числом девять.
Главная святыня христиан, безусловно, Храм Воскресения Христова или, как его чаще называют, Храм Гроба Господня (Sanctum Sepulchrum.). Храм возведен на том самом месте, где согласно христианским канонам Христос был распят и погребен, и где позже он воскрес и был вознесен на небо. Чудо воскрешения Христа символизирует ежегодная церемониия схождения Благодатного огня.
На территории Храма Гроба Господня находятся еще пять «стояний» Крестного пути: прибытие на Голгофу, где солдаты срывают с Иисуса одежды; прибытие на Лобное место и распятие на кресте; смерть Иисуса со словами «Отче, прости их, ибо не знают, что творят»; снятие с креста; погребение Христа в высеченном в скале гробу.
Безусловно, кроме этих, самых почитаемых святынь, в Иерусалиме есть еще множество мест, связанных с именем Иисуса Христа. Мы не ставим задачи перечислить их все, только отметим в завершение обзора Гефсиманский сад, где состоялось предательство Иуды. Сад находится у подножия Елеонской (или Масличной) горы и также почитается как одно из мест Страстей Христовых. В Гефсимании сегодня расположен ряд христианских церквей.
Иерусалим – это уникальное место, где соседствуют такие непохожие религии и такие разные народы и есть надежда, что такое мирное сосуществование принесет благо и процветание этим народам на века.
Специально для сайта о путешествиях и туризме irest.su